Главная Блог Интернет и право Близнецы поневоле

Близнецы поневоле Кейсы

Интернет и право

5 мая 2015
Анна Стратулат
2427 11

Совсем недавно к нам обратился заказчик ООО «Элкон». Работаем мы давно, уже успели стать не просто бизнес-партнерами, но и хорошими друзьями. Нам сообщили, что был обнаружен сайт, подозрительно похожий на тот, который мы делали для их компании.

Поскольку компания, которая заимствовала дизайн (далее – «Компания»), пошла нам на встречу и вопрос был решен миром, мы не будем показывать их контакты и открывать название организации.

Взыграло что-то отцовско-материнское. «Нехорошо», - подумали мы и, заручившись полной поддержкой «Элкона», начали свое мероприятие. Претензия была заготовлена заранее, но мы решили повременить с ее использованием пока все окончательно не выясним. Сначала решили позвонить и вежливо попросить.

Общение началось сначала с девушкой-менеджером, потом с разработчиком сайта, потом снова с девушкой. Общались так 2 дня…

Мы были уверены в своей правоте: имелось документальное подтверждение создания сайта и перехода авторских прав на его контент. Было зафиксировано также и само нарушение. Все было готово, чтобы перевести наше общение в суд, но решение проблемы мирным путем нашего заказчика так же устраивало. В итоге ознакомившись с переданными материалами в Компании поняли всю серьезность ситуации и пообещали убрать или изменить спорный контент.

О метаморфозах можете судить сами. Мы прошли три итерации изменения сайта, пока результат нас не устроил.

Первый блин, как известно, комом.  Компания попробовала ограничиться простой замены цветов. Но этого недостаточно, чтобы прекратить нарушение интеллектуальных прав (Статья 1270 ГК).

Похвально. Хотя тут принцип «главное не победа, а участие» не пройдет.

Повторно направили измененную претензию, из которой было наглядно показано какие элементы дизайна посягают на интеллектуальные права.

Кстати, пришлось поиграть в детективов: контактов (кроме сотового телефона) на сайте не оказалось, информация о владельце домена закрыта. Добровольно нам их никто давать не хотел. Но опыт есть и в итоге, были найдены все данные на юридическое лицо, которое размещало информацию о своих услугах на вышеописанном интернет-сайте.

После отправки официального письма с полным правовым обоснованием ситуации и перспективами (согласно ст. 1302. ГК, возможно в судебном порядке запретить использование интернет-сайта до разрешения судебного процесса по существу) на электронный адрес Компании, дизайн и элементы были изменены так, что доводить дело до суда уже не имело смысла.

Последний вариант изменений устроил и нас и руководство компании «Элкон».

А спустя какое-то время дизайн был доработан окончательно:

Вывод: разработчиков надо выбирать проверенных. Свои грабли самые поучительные, а интеллектуальные права - самые дорогие (и милые сердцу).

Что могло быть?

Интернет-сайт состоит из целого набора объектов, которые находятся под защитой авторского права. Наиболее типичные из них:

  1. программный код и базы данных;
  2. использованные компоненты, плагины, скрипты, модули, библиотеки;
  3. дизайн, визуальное отображение страниц сайта и их элементов на экране;
  4. тексты, картинки;
  5. иные виды контента.

 

Незаконное копирование, модификация любого из приведенных элементов будет являться нарушением авторского права, что данном случае, согласно ст. 1302 ГК, могло вылиться в сумму от 10 000 до 5 000 000 руб. Согласитесь, весомо.

Добавить комментарий

11 комментариев

Михаил / 8 июля 2015 в 11:07 / ответить
Подскажите как же тогда быть с сайтами, созданными с использованием известных движков и купленных шаблонов? Никто в данном случае не гарантирует уникальность элементов дизайна, точнее гарантирует обратное. Либо здесь речь идет только о копировании дизайна и элементов сайта потенциально конкурирующих компаний?
Анна Стратулат / 9 июля 2015 в 09:07 / ответить
В случае с шаблонами, там есть лицензия, определяющая степень свободы использования. Обычно в них указано, что права принадлежат поставщику, который может раздавать эти шаблоны. У собственника сайта не возникает прав на дизайн шаблона.
Михаил / 9 июля 2015 в 18:07 / ответить
То есть если какая-нибудь компания предъявит претензии по дизайну, мы можем смело их отправлять к разработчикам шаблонов в Индию?
Анна Стратулат / 13 июля 2015 в 13:07 / ответить
Если им принадлежат интеллектуальные права, то да.
Антон / 8 июля 2015 в 21:07 / ответить
Т.е. две красные полоски на синем фоне это повод заявлять о нарушениях? Других совпадений как бы нет, а учитывая что сайтов миллионы, вероятность даже более точного совпадения высока. Даже для песен позволительно совпадение до 5 нот, а вы тут устроили судилище. Смешно же ) Да и первый сайт явно не вершина вэб-разработок, так что по сути статья ни о чем. Запугали только бедных ростовчан.
Анна Стратулат / 9 июля 2015 в 10:07 / ответить
У нас на этот счет другое мнение) В любом случае степень сходства всегда определяется судом. Который и решает вопрос, кто прав, а кто нет)
Георгий / 10 июля 2015 в 04:07 / ответить
Антон, считаю, что вы неправы насчет двух полосок: этот сайт, имхо, достаточно цельное визуальное решение, состоящее не только из "полосок", а включающее взаимное расположение блоков и графический контент. Просто цветовое решение двутоновое, но оно строгое, и на мой взгляд стильное. Некоторое время назад рассматривал этот сайт с пристальным интересом: там определенно есть, что защищать. Дизайн работает на механику взаимодействия с посетителем. Отметил прекрасный момент — в обмен на контакты предлагалось скачать типовой бизнес-план небольшого заводика. То есть первый шаг к продаже делался непринужденно: бизнес-план показательный и понятный, вызывающий начальное доверие — хоть знают, что продают ))). На мой взгляд, дизайн был отлично заточен на маркетинговые цели (скорее всего многошаговые продажи). Явно видно, что на сайт потратились, и делали с умом. Разбрасываться таким маркетинговым ресурсом я бы не стал.
Георгий / 10 июля 2015 в 05:07 / ответить
Анна, прочитал вашу статью на ЦП: ни разу не юрист, но занимаюсь рекламой/маркетингом много лет, поэтому есть взгляд на вопрос и со стороны потребителя, и бизнеса, и юридического сопровождения рекламной деятельности. Все что вы описали — в точку до каждого слова. Несколько удивили некоторые комментарии, но они как раз и показывают, что там [в smb] поле непаханное. Часто сталкиваюсь с тем, что небольшие компании или стартапы в упор не понимают, почему они не могут на сайте писать все, что им пожелается, и воспринимают пространство сайта не как рекламные материалы со всеми вытекающими, а как стену с плакатами звезд в собственной комнате. Отсюда и реакция "что-то как-то жестковато стало с этим…", но нормы-то не слишком изменялись, просто административные органы стали резвее, да и неплохо это для здоровья рынка. Вообще здорово, что вы так живо написали и подняли такую тему! Простите мне мою оценку, но вы такая умничка)) Желаю успеха и вам, и агентству.
Анна Стратулат / 13 июля 2015 в 13:07 / ответить
Георгий, спасибо. Рады стараться! ))
Алексей / 18 января в 09:01 / ответить
Вы сами занимаетесь сайтами или Вы всей командой только ищете тех кто у Вас что-то скопировал. Тогда делайте на каждый сайт авторское свидетельство как положено по закону РФ. Правда я не уверен что после экспертизы заявки Вам выдадут это свидетельство.
Анна Стратулат / 18 января в 09:01 / ответить
Мы занимаемся сайтами. Скопированный контент находят заказчики, а мы лишь помогаем им решить проблему в правовом поле.

Интересно?
Давайте общаться!



Мы свяжемся с вами в течение пары часов (по ночам, в праздники и выходные не работаем :)

На десерт

15 советов,
которые помогут вычислить
SEO-компанию халтурщика