Главная Блог Интернет и право Дело о гиппократах

Дело о гиппократах

Интернет и право

2 августа 2016
Анна Стратулат
1780 0

Бывают случаи, когда сотрудники одной фирмы открывают новое юрлицо с похожим названием.

Это путает клиентов и вообще неприятно. Но не все потеряно, через суд можно доказать факт незаконного использование фирменного наименования и пресечь подобные эксцессы.

Что нужно доказать:

  • Незаконное использование фирменного наименования
  • Введение в заблуждение потребителей
  • Направленность на получение преимуществ
  • Убытки

 

Помогут в деле:

  • Протокол нотариального осмотра сайта
  • Обращение в УФАС с заявлением о пресечении недобросовестной конкуренции

 

Разберемся, что делать на конкретном примере.

В Челябинске были зарегистрированы две организации с названием «Медицинский центр «Гиппократ». Они отличались только организационно-правовой формой.

ОАО «Медицинский центр «Гиппократ» была создана раньше, в 1995 году. Вторая была зарегистрирована значительно позже как ООО «Медицинский центр «Гиппократ», причем руководство знало о деятельности первой, т.к. директор ООО до этого работал в ОАО.

В результате удалось доказать, что присутствует фонетическое и грамматическое сходство фирменных наименований ОАО и ООО до степени смешения. При этом различие организационно-правовой формы ООО и ОАО не исключает такого сходства.

ООО «МЦ «Гиппократ» признали нарушившим пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и привлекли к ответственности.

 

Правовое обоснование:

1.      Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Из части 2 статьи следует, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В силу части 2 статьи 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В силу части 1 статьи 1225 ГК РФ фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, которому предоставляется правовая охрана.

При этом фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования ГК РФ не предполагает, в связи с чем, зарегистрированное наименование юридического лица приравнивается к его фирменному наименованию.

2.      Согласно ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара и др. 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителе.

Согласно ст. 14.33 КОАП РФ недобросовестная конкуренция влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (и индивидуальных предпринимателей) в размере от 12 000 до 20 000 рублей. Согласно п. 2 указанной статьи, недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (и индивидуальных предпринимателей) в размере 20 000 рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет.

Согласно ст. 39. Закона «О защите конкуренции», основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подается заявление.

 

Вывод: Если решаете уйти из какой-либо фирмы и открыть точно такую же под тем же названием в соседнем дворе и начать выдавать себя за других, то будьте готовы, что первым это не понравится и они будут всячески пытаться вас закрыть. И если они будут верно использовать правовые механизмы, то у них это получится. Не следует использовать схожее наименование и чужую интеллектуальную собственность при ведении предпринимательской деятельности.

Поможет сгладить негативные последствия заимствования соглашение с правообладателем. В некоторых случаях заключается Лицензионный договор на использование Товарного знака (подробнее Статья 1489 ГК РФ). Но иногда достаточно простого Письма от правообладателя, что тот разрешает использовать свою интеллектуальную собственность другому лицу. Такое письмо не требует отдельной регистрации (в отличии от лицензионного договора), однако по своему содержанию должно иметь все существенные условия такового: описание самого результата интеллектуальной деятельности, указания на документы, подтверждающие права правообладателя, срок использования права, возмездность, способы и цели использования и др. (см. ст. 1435 ГК РФ)

Добавить комментарий

Интересно?
Давайте общаться!




Мы свяжемся с вами в течение пары часов (по ночам, в праздники и выходные не работаем :)

На десерт

15 советов,
которые помогут вычислить
SEO-компанию халтурщика