Начну я, пожалуй, с обращения к своим «братьям по оружию», «коллегам по цеху». Господа SEOшники, хватит факать людям мозги и наматывать километры лапши на уставшие уши. Делайте деньги красиво, работайте честно и начните с нормального подбора ключевых запросов для своих клиентов, которые вас, напомню, кормят.
Сегодня напишу про подбор ключевых запросов и критическую важность этого этапа. Для начала позволю себе немного покошмарить предпринимателей, которые ежемесячно вкладывают свои деньги в черный ящик под названием “SEO” или планируют это сделать в скором времени.
Два варианта начала маленькой катастрофы:
- Вы сами подбирали ключевые запросы, базируясь… кстати, а на чем вы базировались, когда выполняли довольно трудную, информационноёмкую и узкопрофильную задачу?
- Ключевые запросы подбирал приятный менеджер IT-агентства или SEO-компании, который точно знает, как ставить кавычки и восклицательные знаки в сервисе Яндекс.Вордстат.
Первый вариант. Мы сами все могём!
В первом случае вы могли мучить не только себя: собрать команду людей, которые продают, например, трубы и постараться лихим мозговым штурмом найти гениальный список ключевых запросов, который утвердил генеральный. Потом вы продавливаете этот список своему подрядчику по SEO и тот, зачастую не сильно сопротивляясь, берет этот список в работу.
Ведь клиент уже созрел. Клиент штурмовал целой толпой спецов. Согласовал с генеральным и кардинально исправлять данный список решительно не согласится. Ок.
Второй вариант. А эксперт-то не эксперт
Подбором ключевых запросов занимался менеджер SEO-компании. Во-первых, его квалификация сомнительна. Во-вторых, он едва ли знает достаточно о вашем бизнесе для составления действительно качественного семантического ядра. А в-третьих, вы у него 23-й в списке, и внимание, мягко говоря, размыто. Погружаться в тему ему некогда.
Проходит 4-6 месяцев, пора снимать первые результаты. С высокой долей вероятности мы имеем четыре возможные ситуации:
- Страницы сайта заняли высокие позиции по многим ключевым запросам, но трафика на сайте, звонков и заявок сильно не прибавилось.
- Страницы сайта заняли высокие позиции, счетчики крутятся веселее, показывая прирост посетителей за последние полгода, но звонков и заявок сильно не прибавилось.
- Сайт гордо болтается в первой тридцатке по основным ключевым запросам. Там же, где он и был полгода назад. Он очень стабилен, и из-за этого нифига не растет.
- Сайт прилично подрос в позициях, и вы ощущаете это на обращениях в свою компанию. Прибавилось звонков и заявок.
Те, для кого четвертый пункт совпал с солнечными реалиями, могут дальше не читать. У вас получилось самостоятельно подобрать неплохую семантику и сделали вы это, скорее всего, случайно.
Но, если вам «посчастливилось» найти себя и свою ситуацию в первых трех пунктах, то давайте разбираться.
- Нет трафика, звонков и заявок просто из-за того, что ваши ключевые запросы редко вводят в поисковую строку. Никто не ищет ваш товар и услуги по тем запросам, которые так радуют высокими позициями вашего сайта в выдаче Яндекс и Google. Был достигнут успех по запросам-«пустышкам». Печаль в том, что SEO-компания прекрасна знала об этом и намеренно продвигала «мертвые» запросы. Бегите от таких подрядчиков. У них или нет мозгов, или они вас осознанно обманывали. Третьего не дано. Хватит платить непрофессионалам и откровенным «чудакам» на букву М.
- Есть позиции, есть трафик, но обращений в компанию так и не прибавилось. Такая ситуация может возникнуть из-за большой доли «информационных запросов» в вашем семантическом ядре. Либо запросы приносят много мусорного трафика вперемешку с полезным. Пример: запрос «греческая пицца». Чего хочет человек, который его ввел в поисковую строку?
- Узнать рецепт греческой пиццы, чтобы приготовить ее самостоятельно.
- Написать курсовую работу об особенностях приготовления пиццы для своего любимого ПТУ.
- Найти фотографию греческой пиццы (кстати, я именно для этого ввожу такой запрос).
- Хочет есть, при этом он ищет, где бы заказать ему свою любимую греческую.
- Хочет сходить в кафе, в котором хорошо готовят греческую пиццу.
- Чувак поспорил с другом, что в греческой пицце по-любому есть базилик и ищет proof в интернете.
- Еще 100 безумных вариантов.
Информационные и мусорные ключевые запросы могут быть далеки от продажи настолько, насколько я далек от участия в ежегодном турнире по кегельбану в деревне Подмышкино. Т.е. очень далеко. Они приведут трафик, но не принесут деньги.
- Если смотреть на эту проблему через призму семантики, то очевидно, что на старте были подобраны слишком тяжелые для выдвижения запросы. Тут либо нужно больше времени на достижение результата, либо больше денег. Но SEOшники экономят и ждут. Есть еще третье «либо» — конкуренция по данному запросу настолько высока, что изначально шансы на успех составляли 0,001% и нужно было просто отказаться от такого ключевого запроса. Либо SEO-компания вообще нифига не делала, кроме выставления счетов на оплату и изменений в заголовках страниц.
- Самый скучный вариант. У вас в целом все хорошо. Просто оптимизируйте свой успех и продолжайте улучшать ситуацию.
Резонный вопрос – чего делать-то?
Рассказываю. Для начала поймите одну вещь – вы сами должны разобраться в этом вопросе, либо доверить это головастому сотруднику, который это осилит. Если вы в этом не разберетесь, вас будет легко обмануть. 70% SEO-компаний специально или случайно сделают это.
Как подобрать качественный список ключевых запросов. Lite-версия
- Наберите кучу тематических поисковых запросов. Чем больше, тем лучше.
- Проверьте частотность и конкурентность данного списка ключевых запросов.
Для этого рекомендую использовать сервис mutagen.ru. Он не сильно платный и очень простой в использовании. После проверки вы увидите количество показов по каждому ключевому запросу и конкуренцию.
- Убирайте все запросы с менее чем 60 показами в месяц – этого слишком мало.
- А также запросы с конкуренцией < 5. По таким запросам достаточно создать информационную страницу с правильными заголовками h1, метатегами title и description. Сайт продвинется сам. Не надо за них платить SEO-компаниям.
- Запросы с конкуренцией 5-24 можно смело брать в продвижение.
- Запросы с конкуренцией 25 нуждаются в дополнительной проверке. Среди них могут быть те самые «тяжелые» запросы, от которых стоит отказаться. В этом вопросе без специалиста не обойтись, поэтому вам придется обратиться к подрядчику с просьбой о детальной проверке таких ключевых запросов на предмет успешного выдвижения в указанный срок.
- Всё, что не вычистили на предыдущем этапе, пристально изучаем с точки зрения логики клиента. Задайте вопрос – что хочет человек, который так сформулировал свой запрос? Зачем он его так сформулировал? Если там есть куча вариантов, как в моем примере с пиццей, то это не лучший выбор. Если запрос явно побуждает к нужному вам действию или является очень конкретным – это то, что нужно. Примеры: «заказ греческой пиццы», «вкусная греческая пицца в Москве», «отзывы о пиццериях в Москве», «доставка пиццы в офис».
В рамках краткой статьи я не могу изложить всё, что хотел бы, но приведенная инструкция поможет вам понять, по каким ключевым запросам стоит продвигать сайт, а по каким нет, и не дать SEO-компании вас одурачить на этом этапе.
Добавьте к приведенному списку еще одно действие – посмотрите по каким ключевым запросам вы действительно получаете переходы на сайт. Потом сравните их со списком, по которому работает ваш подрядчик. И задайте ему неудобные вопросы, если обнаружите, что люди на сайт приходят совсем не по тем запросам, за которые вы платили.
Успехов.