Соцсети для бизнеса

Интернет-маркетинг

Как обезопасить бизнес-страницы в соцсетях

Анна Стратулат, юрист digital-агентства «Original Works», рассказала блогу Нетологии, как обезопасить бизнес-страницы в соцсетях и подкрепила страшными историями компаний, которые не смогли.

news

Сегодня практически любой бизнес представлен в социальных сетях. Таргетинг позволяет бить точно в цель, а группа компании в социальной сети повышает лояльность к бренду и привлекает новых клиентов.

При этом с начала 2018 года мы видим всё больше новостей о привлечении к ответственности за посты и публикации в социальных сетях. Мы решили разобраться, как сделать свой аккаунт безопасным для бизнеса.

Как правило, у компаний, которые к нам обращаются, аккаунт уже создан, и приходится работать с тем, что есть. Но для полноты картины начнём с самого начала — с создания страницы компании в социальной сети.

Шаг 1. регистрация бизнес-аккаунта в социальных сетях

Ошибки, которые допускают на этапе регистрации:

1. Использование при регистрации аккаунта данных сотрудника, который не является собственником бизнеса.

В такой ситуации мы можем столкнуться с рядом проблем: от потери данных при увольнении до удаления аккаунта обиженным сотрудником.

Помните: все контакты и пароли должны быть у того, кто непосредственно заинтересован в развитии бизнеса. И это в первую очередь собственник.

2. Регистрация на учредителя, указание номера телефона сотрудника.

В некоторых компаниях социальными сетями занимается маркетолог. И, чтобы было удобнее отвечать на звонки и сообщения, он оформляет аккаунт на свой номер. Это создаст дополнительные трудности, если в компании появится новый специалист.

Хорошим вариантом будет покупка отдельного телефона и сим-карты, оформленной на собственника. При необходимости можно передать аппарат другому специалисту, в случае утери телефона — восстановить сим-карту собственнику.

3. Отсутствие реестра с регистрационными данными.

В случае непредвиденной ситуации не всегда получается быстро найти данные для входа. Всё понимают, что нужно записать на бумаге логин и пароль и положить в конверте в сейф, но мало кто это делает. Поэтому пункт обязательный.

Кейс: Клиент уволил сотрудника, который занимался социальными сетями. Сотрудник обиделся и не передал доступы, а на странице в соцсети разместил негативную информацию о компании. Клиенту пришлось побороться за репутацию. В конце концов группу в соцсети вернули через администраторов, негативные посты удалили. Однако, к тому моменту прошло немало времени, компания потеряла клиентов.

Шаг 2. наполнение соцсетей контентом, сообщения, репосты

Контент

Для продвижения бизнеса в сети нужен контент — интересный и уникальный. Разберёмся, где взять контент:

  • Генерировать контент самим: писать статьи, делать фото и видео, рисовать иллюстрации. Идеальный вариант, если на это есть ресурсы.

  • Брать на бесплатных источниках, фотостоках. При этом обязательно уточните наличие лицензии на коммерческое использование.
  • Заказывать у сторонних людей или компаний. В таком случае обязательны лицензионный договор и акты. Договор должен соответствовать требованиям статьи 1235 ГК РФ: о предмете, сроке, территории, размере вознаграждения за продукт и так далее.
  • Использовать чужой контент с подтверждением согласия правообладателя. Подтверждение оформляйте письменно и обязательно укажите: для чего требуется согласие, для каких целей вы планируете использовать контент, на каких площадках будете его размещать.

Запомните: фотографии из поиска по картинкам Яндекса или Google можно использовать только с цитированием и в информационных, культурных и учебных целях. Если вы продаёте погрузчики и в рекламный баннер вставляете чужое фото с указанием источников, то это вариант плохой. Однако, возможно использование такой фотографии на том же сайте в разделе с информационным наполнением: в новостях или статьях.

Мы подробно описали случай с фотографиями. Но указанные положения относятся к любому контенту, который может быть размещён в социальных сетях: тексты, видео, иллюстрации.

Базовое правило простое: если контент создается не вами лично, необходимо получить согласие правообладателя.

Репосты и комментарии

Есть перечень запрещённой информации, например, информация экстремистского характера. Согласно Уголовному кодексу РФ за размещение и репосты, которые содержат публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, порнографию, культ насилия и жестокости, может грозить уголовный срок.

Кейс из юридической практики: 6 мая 2016 года Заволжский районный суд Твери приговорил инженера-механика Андрея Б. к двум годам и трём месяцам колонии-поселения за два репоста в социальной сети «ВКонтакте». Андрей переопубликовал материал публициста Бориса С. с лозунгом о территориальной принадлежности Крыма и изображение тюбика зубной пасты с подписью на ту же тему.

Андрей Б. обвинялся в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ч.2 ст.280 Уголовного кодекса РФ) и публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности России (ч.2 ст.280.1). Подробнее читайте в РБК.

Другой кейс из юридической практики: В Петербурге Кировский районный суд приговорил к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком на год горожанку Ольгу Ч. за комментарии под чужой записью «ВКонтакте». Ольга Ч. разместила комментарии в группе «Питер решает», которые содержали побуждение к использованию враждебных насильственных действий. Подробнее читайте в интернет-газете Neva.today.

Никто не застрахован от привлечения к ответственности за высказывания в соцсетях, так что советуем быть предельно аккуратными в высказываниях и репостах.

Немного статистики Судебного департамента Верховного суда РФ: за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 275–284) с 2008 года было осуждено более 3000 человек:

news

Статистика Судебного департамента Верховного суда РФ (кол-во осуждённых человек)

Если с наличием запрещённой информации борются сотрудники правоохранительных органов, а с плагиатом — собственники интеллектуальных прав, то социальные сети также предоставляют инструменты, помогающие правообладателям защитить свой контент.

Социальные сети используют превентивные меры в борьбе с незаконным контентом.

Например, в пользовательском соглашении Facebook есть такие пункты:

  • Весь контент и вся информация, которые вы публикуете на Facebook, принадлежат вам, и вы можете контролировать их распространение через настройки конфиденциальности и настройки приложений. Прежде чем публиковать какой-либо контент на Facebook, убедитесь, что у вас есть на это право. Соблюдайте авторские права других людей, права на товарные знаки и другие предусмотренные законом права. Мы стремимся помогать людям и организациям защищать и отстаивать свои права на интеллектуальную собственность.
  • Если нам станет известно о таком контенте или поведении, мы примем соответствующие меры — например, предложим помощь, удалим контент, заблокируем доступ к определенным функциям, отключим аккаунт или обратимся в правоохранительные органы.

Подробнее про соблюдение прав на интеллектуальную собственность в Facebook.

Правообладатель не останется один со своей проблемой. Социальная сеть поможет тому, на чьей стороне правда. И если это не вы… то придётся ответить!

Социальная сеть «Вконтакте» также защищает своих пользователей, удаляя информацию по требованию правообладателей.

Кейс из юридической практики: Соцсеть «Вконтакте» заблокировала фейковый паблик о туалетной бумаге из Набережных Челнов. Доступ на сообщество прекращён по запросу правообладателя. На странице сообщается, что группа заблокирована за нарушение прав третьих лиц.

news

И ещё один интересный кейс, как авторские права можно защищать на расстоянии:

В октябре россиянка обнаружила, как её сайт, фотографии и продукт копирует гражданка Белоруссии. Итогом противостояния был выигранный в марте 2018 года процесс, сайты, домены и прочее перешли в собственность правообладателя, плюс удалось взыскать хорошую компенсацию. Подробнее читайте в эмоциональном посте потерпевшей на Facebook.

Шаг 3. информация о компании

Страница в социальных сетях является такой же рекламной площадкой, как и сайт, а значит на неё также распространяется закон о рекламе.

Статья 5 этого закона описывает общие требования к рекламе в стране. В частности, содержит положение о том, какой она быть не должна: запрещается реклама недобросовестная и недостоверная.

К сведению, за время существования Закона «О рекламе» его редакция подвергалась изменениям 41 раз (8 —только за последний год). Уследить за всеми изменениями не так просто.

При этом штраф за нарушение требований статьи (в соответствии со ст. 14. 3 КоАП РФ), нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, составляет:

  • на граждан — в размере от 2000 до 2500 рублей;
  • на должностных лиц и ИП — от 4 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, на своей странице нельзя некорректно отзываться о конкурентах, заимствовать их контент и указывать в качестве примеров чужие проекты.

В соответствии со ст. 14. 33 КоАП РФ, нарушение положений закона о конкуренции, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и ИП — от 12 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Кейс из юридической практики: УФАС признало в действиях ООО «Ч.д.д» нарушение части 1 ст. 14 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в использовании для продвижения своей деятельности группы в социальной сети «ВКонтакте» реализованных ООО «Мир тесен» проектов.

УФАС обязало заявителя не допускать размещение на страницах группы, администрируемой его членами, информационных и изобразительных материалов других организаций, осуществляющих деятельность в сфере обменных программ без информирования о том, что сведения отражают деятельность иных организаций.

УФАС назначило ООО «Ч.д.д» административное наказание в виде 110 000 руб. штрафа за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое установлена частью 1 ст. 14.33 КоАП РФ. Подробнее в статье информационно-правового портала Гарант.

Шаг 4. комментарии

Кем бы вы ни были — администратором группы или рядовым пользователем — необходимо придерживаться простых правил приличия: не опускаться до клеветы и оскорблений.

Во-первых, это наказуемые деяния, а во-вторых, несёт в себе репутационные риски. Убедиться в исполнении закона можно, читая решения судебных процессов. Например:

Суд решил: 1. Признать не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию ИП Хомченко информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования на страницах сайта по адресу: www.vk/com:____

2. Обязать Бондаренко опровергнуть порочащие деловую репутацию ИП Хомченко недостоверные сведения об ИП Хомченко, публично распространённые в указанном сообщении в социальной сети Интернет в сообществе «чёрный список Белгород» по адресу: http.//vk.соm/wall-56595379312097 — путём опубликования от своего имени опровержения данных сведений в виде письменного извинения.

3. Взыскать с Бондаренко в пользу Хомченко в качестве компенсации морального вреда 30 000 рублей и возместить судебные расходы в сумме 19 000 руб. за нотариальные услуги и 25 000 руб. за юридические услуги, а также 12 000 руб. государственной пошлины.

Подробнее читайте по ссылке.

Шаг 5. контроль поведения сотрудников

Бич этого года — увольнение сотрудников компании в связи с их некорректным поведением в социальных сетях.

Кейс из юридической практики: В российском сегменте Интернета случился скандал после неосторожных высказываний PR-директора местного отделения сети магазинов «Леруа Мерлен» Галины Паниной. В своём Facebook в числе прочего она назвала несогласных с её словами комментаторов «ваткой», чем спровоцировала массовую публичную критику — как себя, так и компании. Подробнее по ссылке.

Другой кейс из юридической практики: SMM-менеджер GrowFood и ведущий канала «Русский маркетинг» Семён Ефимов рассказал в своём аккаунте в Фейсбуке, что его оскорбила пиарщица телеком-компании «Телфин». Женщина спрашивала о рекламе, но сорвалась, обматерила мужчину и потеряла работу:

news

Подробнее по ссылке.

Чтобы сотрудники не портили репутацию компании, стоит ввести правила поведения в социальных сетях. Например, мы в агентстве разработали Регламент по работе в соцсетях, а также чек-лист с рекомендациями, как вести профили в соцсетях для своих экспертов:

news

Чек-лист «Как построить личный бренд эксперта в соцсетях»

Если нормы поведения зафиксированы, будет легче определиться со стилем поведения в спорных ситуациях. У крупных компаний есть выделенные подразделения по управлению рисками, но зачастую достаточно одного документа или раздела в должностной инструкции, который будет описывать обязанности и ответственность сотрудника. Это позволит минимизировать негативный эффект, а в крайнем случае позволит законно попрощаться с сотрудником.

Выводы:

  • Регистрируйте аккаунт в соцсетях на себя.
  • Доступы должны быть у вас, возможность их изменения — только через вас.
  • Не копируйте чужой контент. Если копируете — спрашивайте. А лучше — создавайте своё, уникальное.
  • Корректно относитесь к конкурентам и другим пользователям социальной сети.
  • Помните, что страница в группе — эта такая же рекламная площадка, как и сайт. И законодательством РФ предусмотрена особая ответственность за размещение на ней незаконной информации.
443110, г. Самара ул. Лесная 23, корпус 100, офис 41
partner
Юрист
3 мероприятия
22 статьи
integration

Выбрать город