Сегодня сложно найти компанию, которая не ведет свою корпоративную страницу в нескольких популярных соцсетях, а зачастую – и во всех известных. Одни организации используют ее как дополнительный канал продаж, другие для продвижения своих услуг и экспертов, третьи – в качестве технической поддержки. Но какую бы стратегию не выбрала компания, она должна соблюдать законодательство, в частности о рекламе, авторских правах, защите детей и персональных данных. Наш эксперт, Анна Стратулат, юрист, специалист по защите бизнеса в Интернете digital-агентства Original Works, подготовила чек-лист и mind-карту с основными моментами, которые нужно держать в фокусе на этапе регистрации аккаунта, его оформления, создания контента и проведения активностей.
Чек-лист
1. Регистрируем аккаунт: помните о том, что все контакты и пароли должны быть у того, кто непосредственно заинтересован в развитии бизнеса. И это в первую очередь собственник! Аккаунт необходимо привязать к его sim-карте, желательно специально приобретенной для этого. Логины и пароли необходимо хранить в надежном месте, например, в менеджере паролей. Обеспечьте доступы доверенному лицу, которые легко изменить.
2. Заполняем информацию о компании: аккаунт в социальных сетях является такой же рекламной площадкой, как и сайт, а, значит, на него также распространяется Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Укажите название компании, контакты, реквизиты.
Отметьте, что страница является официальной.
Привяжите аккаунт к сайту и другим аккаунтам в других соцсетях.
При описании услуг соблюдайте:
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", если рекламируете продукты с ограничением по возрасту или в рекламе участвуют дети;
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", если рекламируете медицинские услуги и препараты;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", если используются изображения людей или персональные данные.
Зафиксируйте правила группы заранее, например, в виде документа (вложенный файл можно закрепить на странице) или на отдельной странице. Правила должны включать в себя следующие положения:
- правила поведения в группе, в том числе, за что можно попасть в бан и на какой период;
- можно ли размещать рекламу, и если это разрешено, – на каких условиях.
- условия проведения конкурсов и награждения победителей.
3.Создаем контент: для продвижения бизнеса в сети нужен интересный и уникальный контент. Оптимальный вариант – создавать текст, фото и видео своими силами. Если же контент создается не вами лично, необходимо получить согласие правообладателя.
Объектами авторских прав являются (ст. 1259 Гражданского кодекса):
- литературные, музыкальные, аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографии;
- программы для ЭВМ;
- другие произведения.
Где брать легальный контент?
- Бесплатные источники, – следите за лицензиями Creative Commons.
- Заказываете у сторонних людей или компаний – оформляйте отношения соответствующим образом, например:
- лицензионным договором (ст. 1286 ГК РФ);
- договором авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)
- договором об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ).
- Чужой контент – подтвердите согласие правообладателя. Для этого запросите у него письмо, которое будет содержать следующее:
- кто, что и кому разрешает использовать;
- как можно использовать;
- на какой территории можно использовать;
- сроки использования;
- дата соглашения
Социальные сети используют встроенные алгоритмы для борьбы с незаконным контентом, поэтому:
- избегайте копирования чужих записей и создавайте уникальный контент;
- размещайте записи во ВКонтакте раньше, чем на других платформах. Дело в том, что наличие уникального контента отслеживает специальная программа – "Немезида". Если вы первым разместите контент, то она сочтет его уникальным и претензий к нему будет меньше. Если же вы разместите контент, который уже был размещен где-то ранее, и на него поступали жалобы от правообладателей, то такой контент, скорее всего, заблокируют;
- если вы хотите поделиться материалом или ссылкой, добавляйте собственный рассказ или мнение;
- указывайте ссылки на настоящих авторов;
- оперативно реагируйте на предупреждения от команды поддержки.
Можно использовать произведение без согласия автора (ст. 1274 ГК РФ), если:
- цель – информационная, научная, учебная или культурная;
- указано имя или псевдоним автора;
- есть ссылка на источник;
- оправданный объем цитирования. К сожалению, в законодательстве не закреплены четкие указания, какой объем считается оправданным. Поэтому я могу только посоветовать не злоупотреблять: если вам нужен абзац, то не стоит копировать все произведение. Доказать, что размещение целого произведения является оправданным цитированием, не получится – на лицо грубое нарушение авторских прав.