В преддверии 70-летия Победы хотелось бы немного отвлечься от интернет-рекламы и осветить самые вопиющие, на наш взгляд, нарушения законодательства о рекламе, связанные с проявлением неэтичности в отношении символики Великой Победы. И хотя, некоторые из указанных материалов и были размещены на улицах городов, а не в интернете, ответственность за их размещение в сети была бы аналогичной (ст. 14.3 КОАП РФ).
Закон о рекламе все чаще начинает заглядывать в сеть. Стоит вспомнить недавний случай, когда компанию оштрафовали за рекламу алкоголя в соцсети «Вконтакте». «Наши сотрудники любят в нерабочее время посещать соцсети, и, как оказалось – это не бесполезная трата времени", – отметил руководитель УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров.
Также следует не забывать о деле А40-72706/2013, где за размещение ненадлежащей рекламы на баннерах и в том числе, в сети интернет, компания подверглась штрафу в 100 000 р.
Куда и кого она зовет в наше время можно судить по следующим изображениям:
Знаменитый плакат «Родина-мать зовет» времён Великой Отечественной войны, был создан художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Он не раз становился поводом для разбирательства в Управлении Федеральной антимонопольной службы. Почти каждый раз использование данного изображения в рекламе противоречило ч. 6 ст. 5 закона о рекламе, признавалось неэтичным и наказывалось штрафом (согласно ст. 14.3 КОАП РФ для ИП - от 4000 до 20000 рублей; для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей).
Агитационный плакат, создан художником Д. Моором в июне 1920 года, во время гражданской войны в России.
Знал ли он, что его творение будет использовано столь «коммерческим» образом?
В данных случаях антимонопольный орган (Якутское УФАС) пришел к выводу, что «указанный плакат времен гражданской войны в России с патриотическим призывом: «Ты записался добровольцем?», является памятным плакатом советских времен, в основу которых легли памятные исторические события - гражданская война (1917-1921г) и Великая Отечественная война (1941-1945г). Плакат несет в себе символы воли к Победе, патриотизма, мужества Советских солдат.
Переработка содержания исторического плаката, символа эпохи социализма, оскорбляет чувства старшего поколения, людей которым данный плакат дорог как память о Великой Отечественной войне, является символом Победы над врагом».
Антимонопольщики посчитали, что «распространение данной рекламы оскорбляет память ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей и создает оскорбительный образ героя войны, солдата защищавшего Родину», что недопустимо по требованиям законодательства РФ о рекламе и с этической точки зрения. В обоих случаях на индивидуальных предпринимателей был наложен штраф.
Предприниматели-затейники не первый раз поплатились рублем за свои рекламные материалы. Зачастую индивидуальные предприниматели считают себя слишком незаметными на коммерческом поле. И не уделяют должного внимания рекламным материалам.
Символика Победы не приравнена ни к государственной символике, ни обладает зарегистрированными правами, которые бы защищали их от использования в коммерческих целях. Поэтому пока государство не решит как оградить ее от использования в коммерческих целях, подобные неприятности будут случаться.