После того как в январе этого года Google сообщил о грядущем запуске нового мобильного алгоритма, одним из самых актуальных вопросов интернет-маркетинга стала оптимизация сайта под мобайл. Увеличилось ли в связи с этим количество заявок на данную услугу? Что заказывают чаще — адаптивный дизайн, мобильный сайт или настройку динамических ответов сервера?
Сложно оценить влияние именно заявления Google на спрос на услугу. Сразу возникает вопрос: что было сначала — курица или яйцо? Безусловно, это заявление повлияет на спрос и послужит толчком для многих компаний. Но Google запускает новый алгоритм, следуя глобальным трендам бизнеса в отношении разработки сайтов, а не наоборот.
Да, мы уже в течение довольно продолжительного времени наблюдаем тенденцию, что все больше и больше клиентов хотят адаптировать свой сайт для мобильных устройств. И в процентном соотношении количество таких компаний увеличивалось еще до запуска нового алгоритма поисковика. Причем если раньше нужно было объяснять ценность услуги, то сейчас клиенты стали осведомленнее и понимают ее значение для своего бизнеса.
Но тут стоит отметить, что клиент очень редко сам делает выбор в пользу конкретно адаптивного дизайна, мобильного сайта или настройки динамических ответов сервера. Есть задача — корректное отображение на мобильных устройствах. В тонкостях всех этих способов клиент не разбирается. Задача агентства — рассказать об их отличиях, плюсах и минусах и, что самое главное, дать рекомендацию, какой же способ выбрать.
По времени, безусловно, выгоднее делать мобильную версию. Дизайна практически нет, он минималистичен. Трудозатраты, соответственно, значительно меньше. Такой сайт может быть актуален в ситуации, когда мобильное решение клиенту нужно как можно быстрее и «для галочки». Но, к счастью, прогресс не стоит на месте, и подобные ситуации сходят на нет. Такая экономия выходит боком в будущем — все те же сэкономленные в начале работы трудозатраты уходят на редактирование контента и обновление информации.
Если мыслить долгосрочно, то лучше сделать выбор в пользу адаптивной верстки. Она делается несколько дольше и дороже, но при пересчете на месяцы вперед экономичнее в плане ресурсов и времени.
Мобильный сайт с технической точки зрения — действительно отдельный сайт, его автономная миникопия. Если провести аналогию с графиками, то это две никак не связанные точки, между ними нет промежуточных состояний.
Обновили новости? Извольте вручную обновить в мобильной версии. И любую другую работу с сайтом нужно делать по два раза. А сайт любой активной компании, как правило, не статичен и постоянно улучшается, держать в актуальном состоянии мобильную и обычную версии трудно.
А что же делать людям, которые сидят на сайте с планшета, фаблета или огромного телевизора? Сейчас на рынке доступны устройства с самыми разными характеристиками экрана, и, если следовать первоначальной логике, для каждого такого устройства нужно делать свою, отдельную версию. Интернет вещей превращает такой подход в фарс — представьте себе мобильные версии для Google Glass или умных наручных часов.
Кроме того, мобильные сайты с точки зрения дизайна в подавляющем большинстве случаев оставляют желать лучшего. И дело не в разработчиках — существуют определенные ограничения, которым приходится следовать — мобильные версии изначально принято было делать максимально «легкими» для уменьшения дорогого трафика, да и сам интернет на телефонах был «слабенький», и вес сайтов снижали намеренно. Сейчас таких ограничений нет, но остались стандарты. Мобильный сайт отмирает, как и всеми любимый запрет на прокрутку сайта — «правило одного экрана».
Настройка динамических ответов подразумевает показ разных версий HTML в зависимости от устройства посетителя. Адрес сайта при этом остается тот же. Этот способ позволяет настроить содержимое и оптимизировать скорость загрузки под конкретный девайс, при этом другие версии не будут изменены. Но тут проявляется и отрицательная сторона: как и в отношении мобильных сайтов, под каждое устройство нужно готовить отдельную страницу и наполнять ее. Кроме того, есть риск, что сервер неправильно определит устройство пользователя — отображение будет с ошибками.
Главное достоинство сайтов с адаптивной версткой — отсутствие недостатков других мобильных версий. Такой сайт корректно отображается на любом устройстве, на любых диагоналях экранов: от телефона до 4K-телевизора. Есть и дополнительные возможности. Например, для Retina-дисплеев мы настраиваем более детализированные элементы, иконки. Недостаток у адаптивной верстки только один — относительная сложность и малое число профессиональных верстальщиков на рынке. Но хорошая работа всегда требует усилий, так что этот недостаток можно взять за скобки. Есть еще один момент. Сайтам, которые изначально создавались без учета будущей адаптивной верстки, сделать эту самую верстку после бывает весьма трудно.
Мы для себя сделали выбор исключительно в пользу адаптивной верстки. Но допускаем, что другие студии в этом вопросе не так категоричны. Если речь о функциональных задачах сайта, то все их можно реализовать с помощью адаптивной верстки — покупки онлайн, звонок с экрана, личные кабинеты и т.д. Если нужно что-то сделать с минимальным функционалом, очень быстро и без оглядки на перспективу, кто-то делает мобильные версии.
Разброс цен на рынке весьма широк, как всегда и бывает. В нашем агентстве адаптивная верстка стоит от 40 до 60 тысяч рублей. Можно найти предложения как значительно дороже, так и более бюджетные.
Вопрос тонкий. По сути, предпочтений нет, однако есть несколько но. Если вы делаете интернет-магазин с большим ассортиментом, то для мобильного сайта каждому такому товару нужно сделать еще одну страницу, а для динамического показа — несколько страниц. Трудозатраты невероятные. Для Landing Page, которые призваны убеждать клиента совершить целевое действие в том числе с помощью средств дизайна, делать мобильную версию со скупым оформлением — необдуманный шаг. Но можно использовать динамический показ — страница все равно одна. Нужно руководствоваться задачами вашего сайта.
Что касается SEO, Google рекомендует именно адаптивную верстку. Есть несколько тонкостей, в том числе технических, которые обязательно нужно учитывать: текст должен быть читаемым без необходимости увеличения шрифта, информация должна полностью помещаться на экране без горизонтальных прокруток и масштабирования, ссылки должны быть достаточного размера, чтобы по ним можно было попасть пальцем. Поисковики в принципе обращают внимание на поведенческие факторы, например, на наличие возможности сделать звонок, нажав на номер телефона на сайте. С технической стороны рекомендуется отказаться от Flash и другого ПО, обычно не встречающегося на мобильных сайтах. Все ресурсы сайта должны быть удобны и доступны для роботов. В противном случае они не смогут определить, что сайт mobile friendly.